29.05.09 г. -100 лет со дня гибели подводной лодки "Камбала"

 Печать   E-mail

Список безвозвратных потерь подводного флота России на Черном море открыла подводная лодка «Камбала», получившая это название при зачислении в списки судов Российского Императорского Флота и погибшая на второй год существования Черноморского Подплава.

«Камбала» - торпедная подводная лодка типа «Карп», заложена в мае 1904 года на судоверфи «Deutshe Werke Kiel AG» в Киле (Германия) по про-екту Р.Эквиллея, по заказу Морского Ведомства России, заводской номер - «111». 4 августа 1906 года зачислена в списки кораблей Балтийского флота как подводная лодка «Камбала». В июне 1907 года спущена на воду. 8 сентября 1907 года официально принята в казну. 22 апреля 1908 года отправлена по железной дороге из Либавы в Севастополь и вошла в состав Черноморского Флота. Отдельный дивизион подводных лодок Черноморского Флота стал состоять из пяти подлодок: 2 американской постройки «Судак» и «Лосось» и 3 германской постройки - «Камбала», «Карп» и «Карась», специально предназначавшихся для усиления Черноморского Флота.

Корпус каждой подводной лодки состоял из семи частей, каждая из которых выполнялась из сварных листов и не имела шпангоутов, а отдельные части соединялись болтами. Имелось три входных люка, причем носовой люк использовался для погрузки торпед. Семь балластных наружных цистерн располагались между двойными корпусами: три в носу, две - побортно в районе машинного отделения и две - в корме. Для осушения внутренних цистерн устанавливались помпы, а внешний балласт продувался сжатым воздухом. Имелся откидной спасательный киль весом 3.5 тонны. На каждой лодке устанавливались по два керосиновых двухсотсильных мотора Кертинга, оказавшихся малоудачными и демаскировавшие лодку клубами белого дыма при плавании в надводном положении. Два электромотора в 220 л.с. работали на винт и обеспечивали скорость подводного хода - 8.8 узла; надводного - 10.8 узла. Дальность плавания в надводном положении - 1800 миль, в подводном - 60 миль. Экипаж подводной лодки - 28 человек. Водоизмещение «Камбалы»: надводное - 205 тонн; подводное - 236 тонн. Длина - 39.6 метра, ширина-2.7 метра, осадка-2.61 метра. Время погружения составляло не менее 10 минут. Полутарокорпусная лодка вооружалась одним трубчатым торпедным аппаратом (457мм). Артиллерийского вооружения на лодке не имелось.

29 мая 1909 года в 23 часа 27 минут подводная лодка «Камбала» потеряна у Севастополя в результате аварии (столкновение со своим линейным кораблем «Ростислав»). 20 января 1911 года официально исключена из списков Российского Императорского Флота.

Читать полный текст статьи

Владимир Бойко, капитан 1-го ранга запаса, ветеран-подводник ВМФ